Спецпроекты
Татар-информ
©2023 ИА «Татар-информ»
Учредитель АО «Татмедиа»
Новости Татарстана и Казани
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
+7 843 222 0 999
info@tatar-inform.ru
Новый век//НА СВЕТЛОЙ СТЕЗЕ//20 мая, №17
Читателю мы предлагаем последнее прижизненное интервью художника.
- Виктор Кронидович, ваше детство совпало с войной. Это как-то повлияло на ваше становление как творческой личности, художника?
- Я родился в Казани в сороковом году. Мой отец работал в обкоме партии, а мать по комсомольской линии на железной дороге. Я очень рано потерял мать - она умерла вo время войны... Поэтому война для меня ассоциируется с утратами самого близкого и дорогого. А если говорить о моем поколении в целом, то оборотной стороной нашего сиротства было раннее взросление, жизненная закалка, благодаря которой мы стали теми, кто есть...
В 1959 окончил Казанское художественное училище и продолжил свое образование в Ленинграде. Через шесть лет вернулся в Казань, и с ней связана вся моя последующая творческая биография.
Пожалуй, мое первое серьезное полотно - триптих «Русь. Колыбельная», где по центру изображена мать с ребенком на руках (моя жена с младшей дочерью). А по краям - фигуры воина и строителя, как бы берущих их под свою защиту...
А начинал я как монументалист. В 1966 году вместе с моим другом Сергеем Бубенновым участвовал в оформлении Казанского пригородного вокзала. Наша композиция «Татарочка» стала своеобразным символом города.
За эти годы у меня было несколько персональных выставок. Последняя из них, по случаю моего шестидесятилетия, состоялась в Музее изобразительных искусств.
- Вами много написано на историческую тему. С чем это связано?
- Видимо, душе хотелось поговорить с прошлым.... Исторические катаклизмы всегда волновали меня, будили мысль и воображение. А кроме того, меня всегда интересовал вопрос о роли личности в истории, поэтому доминантой в моих картинах, в том числе и на революционную тематику, становится именно портрет.
- Сейчас многое в нашей истории трактуется по-новому, в том числе и роль некоторых личностей...
- Замысел картины, как правило, гораздо глубже, чем отображенная в ней тематика - революционная, производственная или какая-то другая. К примеру, когда я работал над картиной «Камиль Якубов перед казнью», то пытался провести параллель с распятием Христа. Камиль Якубов тоже принял мученическую смерть, его казнили, подняв на шести штыках... И меня, как художника, прежде всего потрясла сила духа этого человека.
Или возьмем Емельяна Пугачева. Я воспринимал и поныне воспринимаю его как трагическую личность...
- А что вас как портретиста привлекает в современниках?
- Чувство собственного достоинства, интеллигентность... Как правило, чем глубже и сложнее мироощущение человека, тем выразительнее его внешность. Именно этим в свое время меня привлекли лица художника Кузнецова, драматурга Диаса Валеева, искусствоведа Веры Цой...
- А чем вас, русского художника, привлекла тема сабантуя?
- Я часто бывал на Сабантуе, изучал настроение людей, их лица, костюмы. Так появилось полотно, которое я назвал «Подарок для мамы»: мальчик лихо взбирается по длинному шесту и достает сапожки, которые хочет подарить маме... Сабантуй - это не просто очень красочное действо. Люди преображаются на этом празднике, ликуют совершенно по-детски. А самое главное - этот праздник никогда не умрет...
- Я знаю, что кроме живописи вы занимаетесь литературным творчеством, пишете стихи...
- Поэзия в мою жизнь вошла давно, но лишь недавно я смог издать свой первый поэтический сборник, который назвал «Миг». Я посвятил его памяти моей мамы Веры Ивановны...
- Не мной первым замечено, что очень большое внимание в своих картинах вы уделяете свету...
- Раньше, в начале творчества, я как-то мрачновато писал. Но жизнь вывела меня на светлую стезю. И сейчас я больше всего занимаюсь светом – и в плане общей композиции, и «свечением» глаз, лиц...…
Беседовал Наджиб ГАЛИ
Следите за самым важным в Telegram-канале «Татар-информ. Главное», а также читайте нас в «Дзен»